Важное изменение в работе застройщиков произошло 1 сентября 2023 года. В соответствии с актуальными нормами 63-ФЗ сотрудники юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, государственных организаций, с 1 сентября 2023 года при подписании электронных документов от имени организаций должны будут использовать электронную подпись (ЭП) физического лица (с ИНН физлица) и специально оформленную машиночитаемую доверенность, которая подписывается электронной подписью руководителя юрлица или ИП.
Для подготовки к полноценному внедрению этих изменений вводится переходный период. До 1 сентября 2024 года документы, подписанные ЭП сотрудников с реквизитами юридического лица или ИП (с ИНН юрлица или ИП), будут по-прежнему иметь юридическую силу. Но следует учесть, что успеть перевыпустить такую ЭП можно лишь до 1 сентября 2023. Ниже рассказываем, как все устроено.
Как будет действовать электронная подпись в соответствии с изменившимся законодательством?
Итак, продлить срок действия ЭП без использования машиночитаемой доверенности возможно только до 31 августа 2023 года, в этом случае срок действия ЭП пролонгируется до 31 августа 2024 года. Тогда оформление электронной подписи физического лица и МЧД на этот период не требуется. Эта возможность предоставляется как для органов исполнительной власти, так и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Чтобы продлить срок действия существующей ЭП представителю органов исполнительной власти необходимо обратиться в Федеральное казначейство. Заявления подаются сотрудниками самостоятельно. Для сотрудников других учреждений (ГКУ, ГБУ, ГАУ) возможно продлить действие ЭП организации через Федеральную налоговую службу, в таком случае до 31 августа 2024 года возможно применение ЭП в сочетании с обычной доверенностью.
- Индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для продления или перевыпуска существующей ЭП, необходимо зайти в Личный кабинет налогоплательщика по действующей электронной подписи. Выбрать сервис «Перевыпустить сертификат электронной подписи» и подписать заявление на выпуск нового сертификата.
Если срок действия ЭП не продлен, то, начиная с 1 сентября 2023 года юрлица должны использовать ЭП Физического лица с использованием МЧД или ЭП директора Юридического лица. Индивидуальный предприниматель будет использовать ЭП Физического лица с использованием МЧД или ЭП Индивидуального предпринимателя.
Как получить электронную подпись с машиночитаемой доверенностью?
- Для органов власти:
необходимо прописать соответствующие полномочия ОИВ в Классификаторе полномочий, расположенном в Единой системе справочной информации Казначейства (Инструкции и образцы заявок). Далее, каждый сотрудник должен получить ЭП Физического лица, заявление подается самостоятельно в УЦ Федерального Казначейства (Инструкции по формированию заявления и установке ЭП). После этого необходимо выпустить МЧД, сделать это возможно на портале Госуслуг в ЛК Юридического лица, либо для Федеральной налоговой службы МЧД можно оформить на их сайте https://service.nalog.ru/dovel/#/
- Для юрлиц и ИП:
чтобы использовать электронную подпись сотрудника, требуется выпустить ЭП Физического лица через Федеральную налоговую службу и создать МЧД. Создать МЧД можно через портал Госуслуги, используя Личный кабинет организации, сервис «Делегирование полномочий».
Проверить машиночитаемую доверенность можно через Сервис ФНС по работе с МЧД.
(Служба технической поддержки: edo@tax.gov.ru)
Примечание
Машиночитаемая доверенность (МЧД) – это электронная форма бумажной доверенности, подписанная квалифицированной электронной подписью (КЭП) руководителя организации или индивидуального предпринимателя, создается и представляется в файле формата XML (также утвержден формат xsd-схемы доверенности). Внедрение МЧД означает, что сотрудники, действующие на основании доверенности, больше не могут подписываться Электронной подписью (ЭП) организации, а только ЭП Физического лица с приложением МЧД.
Главное преимущество МЧД: не нужно предоставлять бумажную доверенность в налоговые органы, а индивидуальным предпринимателям — заверять бумажную доверенность у нотариуса.
Текст рекомендаций: