Пока Председатель Банка России Эльвира Набиуллина выступила с годовым отчётом ЦБ за 2023 год на совместном заседании комитетов Госдумы.
Она заявила, что российская экономика в прошлом году показала высокие темпы роста (3,6%, по данным Росстата), при этом жёсткая денежно-кредитная политика тормозила развитие «минимально».
«Есть много факторов, которые заставляют нас быть осторожными, включая всё ещё высокие инфляционные риски. Опыт многих стран показывает, что преждевременное снижение ставок способно спровоцировать вторую волну инфляции, справиться с которой будет сложнее, чем с первой», – заявила глава ЦБ.
Такое объяснение пришлось по душе не всем парламентариям. Председатель комитета Государственной думы по защите конкуренции Валерий Гартунг считает, что ни один бизнес не может успешно развиваться при текущих рыночных кредитных ставках.
«Как можно строить цеха при ключевой ставке в 16%? Это значит, что фактическая ставка – 20%. Ну не отбивается никакой цех, даже самое современное производство не отбивается. Да, конечно, 3,6% роста за прошлый год – неплохо, но это не благодаря политике ЦБ, а благодаря сложившееся внешней ситуации», – заявил на заседании в Госдуме Гартунг.
О чрезмерной жёсткости политики Банка России заявила позднее «Абзацу» и присутствовавшая на заседании депутат Госдумы Оксана Дмитриева:
«Эльвира Набиуллина продолжала настаивать, что повышение ключевой ставки – это борьба с инфляцией, а инфляция – это самое большое зло, от которого страдают предприятия. При этом она почему-то утверждала, что влияние на торможение экономического роста минимальное, а главный лимитирующий фактор – не средства на инвестиции, а кадры. Такая вот логическая цепочка, имеющая серьёзные противоречия и изъяны. Меня это не убедило».
По её мнению, возможности развития экономики в настоящее время существенно затруднены, поскольку предприятия могут рассчитывать только на собственные средства.
«Об этом говорят предприятия всех уровней. По ставке 18% и выше никаких инвестиций быть не может. В основном компании рассчитывают на собственные средства. Это подтверждается статистикой: собственные средства предприятий в инвестициях достигают 60%. Тогда возникает вопрос: а зачем банки? Основная функция банков – перелив капитала от тех, у кого есть деньги и кто приносит их на вклады, к тем, кому они требуются для развития», – подчеркнула Дмитриева.
Совет директоров Банка России на заседании 22 марта принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 16% годовых.
Для второго чтения в Госдуме готовится законопроект, который может дать Банку России право устанавливать макропруденциальные лимиты по ипотеке, который внесла группа депутатов и сенаторов во главе с председателем Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.
15 февраля законопроект был принят в первом чтении.
«В последнее время растет доля ипотеки, которая выдается заемщикам с высоким показателем долговой нагрузки. Необходимо дать регулятору соответствующие полномочия, чтобы защитить интересы граждан и обеспечить стабильное развитие финансового рынка,» — сказал Аксаков.
По данным Банка России во втором полугодии 2023 года доля ипотеки на срок больше 25 лет выросла до 57%, что показывают данные бюро кредитных историй (БКИ). При этом 15% ипотечных кредитов было выдано на срок более 30 лет.
Увеличивается и возраст заемщика на момент выплаты кредита: 42% ипотеки, выданной во втором полугодии, будет погашено, когда заемщику исполнится больше 65 лет.
Доля ипотеки, где заемщики могли внести первоначальный взнос за счет потребительского кредита, остается умеренной — 6,3%, как и годом ранее.
Текст законопроекта для второго чтения:
Источник: Абзац