«По сути, ценовые условия по этому продукту заградительные. Только в рамках каких-то вынужденных обстоятельств заемщик обращаются к рыночной ипотеке», — сказал Пьянов.
«Ипотека в период таких «турбулентных» процентных ставок чрезвычайно сложный продукт для банков и для их клиентов с точки зрения ценовых параметров и доходности», — добавил банкир. При этом, по его словам, сейчас среди льготных программ активная только одна — семейная. Однако из-за нормативных требований со стороны Банка России в сложившихся условиях такие кредиты несут в себе отрицательный процентный доход для банков, который не покрывается субсидированием со стороны государства. «Мы наблюдаем установление банками, в том числе и нами, высоких первоначальных взносов для существенного отсечения экономическими методами, не административными, потока заемщиков. Потому что 50% первоначального взноса могут себе позволить немногие», — пояснил Пьянов.
Топ-менеджер указал, что пока ситуация будет сохраняться, в частности, на фоне высоких ставок, «ипотека будет переживать тяжелые времена».
Пьянов также высказал мнение, что банки могут еще поднять ставки по рыночной ипотеке в связи с повышением ключевой ставки Банка России до 21%.
На прошлой неделе банк ВТБ повысил ставки по своим базовым ипотечным программам на 1 п.п.
Согласно данным мониторинга ставок маркетингового агентства Marcs, теперь минимальная ставка по ипотеке от ВТБ варьируется в пределах от 25,7% до 27,4%.
В пятницу совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку на 2 п. п., до рекордного уровня в 21% годовых, указав на возможность ее дальнейшего повышения на ближайшем заседании.
Более решительные действия Банка России по сравнению с тем, что ожидал рынок – повышение ключевой ставки с 19% до 21% – оправданны с учетом сохранения высоких темпов инфляции и роста инфляционных ожиданий, считает председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель совета Ассоциации банков России Анатолий Аксаков.
Очевидно, что сохраняющийся перегрев экономики, дефицит трудовых ресурсов, повышенная динамика корпоративного кредитования и мощный бюджетный стимул требуют от регулятора продолжения жесткой денежно-кредитной политики.
Последовательное повышение ключевой ставки может повлиять на спрос, подкрепленный кредитованием, с временным лагом от нескольких месяцев до нескольких кварталов. Жесткая ДКП в обозримой перспективе охладит динамику спроса и кредитования – если не в этом году, то в первой половине следующего, подчеркнул Анатолий Аксаков.
В свою очередь, идущая сейчас структурная трансформация экономики должна постепенно улучшать ситуацию на стороне предложения за счет расширения производства.
Сокращение дисбаланса между спросом и предложением может создать предпосылки для перехода к постепенному снижению ключевой ставки во второй половине 2025 года, прогнозирует Анатолий Аксаков.