РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА РАЗ В ШЕСТЬ ЛЕТ
Коллекшн сегодня аккумулирует огромную задолженность населения — совокупный портфель агентств составляет 1,5 трлн рублей. Больший размер задолженности физических лиц сгенерировал только банковский сектор. Стоит ли удивляться, зная эти показатели, что отрасль максимально зарегулирована, отметил Григорий Галицких, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «ГК ФИН».
Григорий Галицких («ГК ФИН»). Фото: НАПКА
Регуляторная гильотина в 2021 году пришла на рынок коллекшн: шесть приказов ФССП России утратили силу, их сменили новые нормативные правовые (НПА) акты Минюста, касающиеся формы отчетности, перечня документов и сроков их предоставления в Государственный реестр коллекторских агентств. Основное изменение в регулировании, по словам Дмитрия Фалина, замначальника управления по организации ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности ФССП, связано с усилением роли профилактики правонарушений со стороны коллекторов, а также с разделением проверяющих и составляющих НПА. Отныне те, кто следят за выполнением регуляторных требований, не вправе их устанавливать.
«В 2021 году было проведено 369 профилактических мероприятий», — сказал Дмитрий Фалин, — Вынесено 26 предостережений, проведено 26 консультаций. За 10 месяцев 2021 года службой принято 26 875 обращений на деятельность коллекторских компаний. 21% жалоб, или 5571 обращение, поступило на компании, включенные в Государственный реестр. По результатам обращений составлено 3343 протокола, из них 1 067 протоколов — на компании из реестра».
Ежегодно растет число коллекторских агентств в Госреестре: в среднем добавляется 60–70 компаний в год, а выбывает около десяти. Так, если в 2020 году Госреестр включал 362 компании, то в 2021-м — уже 413.
Переоценка НПА на рынке коллекшн будет происходить раз в шесть лет, соответственно следующая масштабная ревизия законодательства произойдет не ранее 1 июля 2027 года.
Комментируя новеллы законодательства, президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев отметил, что при подготовке НПА свои предложения регулятору представили всего две организации: коллекторское агентство EOS и СРО НАПКА. «Неудивительно, что в новой версии НПА 70% внеплановых проверок должно завершаться постановлением», — отметил модератор конференции.
Эльман Мехтиев (НАПКА). Фото: НАПКА
О новых сюрпризах коллекторам от НПА рассказал Михаил Алексеев, эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков». В частности, удержанную сумму в счет погашения долга с разовой выплаты из федерального бюджета, которая была летом 2021 года, по новому законодательству можно вернуть в феврале 2022 года. Непонятен при этом механизм осуществления требования — заемщик приходит в банк и требует возврата удержанной суммы с кредитной организации, хотя де-факто банк этот долг мог уже продать коллектору.
«ЗВЕРИНЕЦ» ЦИФРОВЫХ ПРОДУКТОВ
По словам Эльмана Мехтиева, цифровизация — это апокалиптический риск, поскольку из-за него рынок через пять — семь лет может просто перестать существовать: коллекторов заменят роботы.
Евгений Новиков, руководитель департамента розничного взыскания Банка ВТБ, считает, что тотальная цифровизация всех государственных сервисов имеет как плюсы, так и минусы. Основной минус связан с невозможностью построить клиентоориентированную и финансово доступную для всех участников рынка систему сервисов. С другой стороны, если все сервисы окажутся удобными в использовании, зачем тогда взыскателям пользоваться коллекторами, особенно на досудебной стадии? «Роботы будут конкурировать с роботами, а через пять — семь лет все процессы коллекшн будут похожи, и игроки станут состязаться не в креативности, а в стоимости услуг и технологичности», — отметил Евгений Новиков.
По словам Максима Богомолова, генерального директора агентства судебного взыскания Legal Collection, на рынке царит «зверинец» цифровых продуктов: сервисы создаются разными подрядчиками и не интегрируются между собой.
Максим Богомолов (Legal Collection). Фото: НАПКА
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) еще только тестируется госорганами и отдельными участниками рынка, отметил Максим Богомолов.
Нельзя забывать и о том, что внедрение СМЭВ в среднем обходится в 500 тыс. рублей в первый год работы с системой и в 200 тыс. — во второй, что является существенной суммой для небольших агентств, считает Станислав Матяшов, коммерческий директор RND SOFT. При использовании СМЭВ коллекторов ждет очередной сюрприз: при знакомстве с исполнительным производством ФССП не показывает коллекторам в автоматическом режиме имущество должника. Информацию о нем можно узнать только на личном приеме.
Станислав Митяшов (RND SOFT). Фото: НАПКА
Игорь Тимошенко, директор управления принудительного взыскания компании «АКБ», привел аргумент в пользу цифровизации: «У отдельно взятого пристава сегодня есть 42 минуты в год на то, чтобы открыть исполнительное производство, совершить процессуальные действия по поиску активов у должника, взыскать задолженность и закрыть производство. Очевидно, что в условиях тотальной загруженности приставов любой инструмент, сокращающий время на выполнение стандартных процедур, будет востребован».
Слева направо: Вадим Суприн (EOS), Игорь Тимошенко (АКБ). Фото: НАПКА
ТРУДОУСТРОЙ ДОЛЖНИКА!
Иван Комиссаров, руководитель направления исследования рынка компании EOS, рассказал, что они сотрудничают с кадровыми агентствами, помогая должникам трудоустроиться. А в «АБК» составляют среднестатистический портрет должника и в зависимости от этого ищут у него заграничную недвижимость в той или иной стране. Так, по словам Евгении Уткиной, директора по правовым вопросам и GR «АБК», в испанском Аликанте выросли целые деревушки должников из России. При этом средний возраст обладателей квадратных метров в этой стране на 10 лет больше (50+), чем возраст собственников, просрочивших платежи банкам и владеющих недвижимостью в Великобритании.
Иван Комиссаров (EOS). Фото: НАПКА
На рынке коллекшн сохраняется баланс: злостные неплательщики прячут свои активы от кредиторов за границей, а некоторые коллекторы работают в серой зоне. По словам Григория Галицких, 229 коллекторских агентств, или 55%, имеют штат до пяти человек. При этом компании являются активными участниками рынка: имеют стабильные финансовые показатели, покупают портфели. Доходит до смешного — на коллекторское агентство приходит жалоба, но, на кого писать протокол, совершенно непонятно — невозможно найти ни одного сотрудника взыскателя. Прекрасная возможность для агентства стать невидимым для регулятора — объявить себя УК в сфере ЖКХ. В целом, эксперты отмечают, что, несмотря на прокламации, на банковском рынке до сих пор существует спрос на коллекторские агентства из серой зоны.
СЛАДКОЕ СЛОВО «ИПОТЕКА»
Пожалуй, самой оживленной дискуссией на конференции стала сессия, посвященная итогам работы 2021 года и ближайшим перспективам рынка.
По словам Ивана Комиссарова, в 2021 году цессионный рынок просел на 23%, предложение сжалось, а цена портфелей выросла в 2,5 раза и составила в среднем 9,78% общего размера задолженности.
Как сообщил Григорий Галицкий, сегодня на рынке около 100 компаний — покупателей портфелей, 23% из которых входят в Государственный реестр. По оценкам Клуба покупателей и продавцов НАПКА, совокупный долг коллекторских агентств, покупающих портфели на заемные средства, составляет 113 млрд рублей, что превышает EBITDA отрасли в 5-6 раз. А это свидетельствует о двукратном превышении риска, особенно если учесть, что средняя цена сделки на рынке цессии в 2021 году составляет 10–13% размера задолженности по портфелю, а средний возврат задолженности за год по портфелю — 2,5%.
За девять лет работы со среднестатистическим портфелем при возврате задолженности за год в размере от 2,5 до 6,13% доходность по портфелю составила 63 млн рублей. При этом, по словам эксперта, если бы на депозит была положена сумма, потраченная на покупку портфеля, то за девять лет доходность составила бы 94 млн рублей. При этом без всяких операционных действий, поделился Андрей Иванов, генеральный директор компании «Филберт».
Андрей Иванов («Филберт»). Фото: НАПКА
В будущем году участники рынка ожидают появления новых сегментов — специализированных портфелей: ипотечных, автокредитных. При этом по автокредитным портфелям у коллекторов ежемесячные платежи совершают 30–60% заемщиков, что значительно выше рынка и по степени качества заемщиков может считаться почти банковским портфелем.